И не включили его в реестр объектов культурного наследия
С запросом о включении бронзовой фигуры оленя в смоленском Блонье в реестр объектов культурного наследия выступил общественный активист. В результате этот вопрос подняли на заседании экспертного совета по вопросам сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории региона.
Скульптура представляет собой историко-культурную ценность в связи с тем, что она является работой скульптора-анималиста Рихарда Фризе. Изначально олень находился в Роминстенской пуще. Специалисты считают, что фигура появилась по просьбе Вильгельма II, поручившего мастеру увековечить один из его трофеев. Бойцы Красной Армии нашли оленя в 1944 году на даче Геринга, а после окончания войны он оказался в смоленском саду Блонье, где и находится по сей день.
За свою долгую историю объект так и не получил статус объекта культурного наследия, а во время работ на территории Блонье весной этого года скульптуру повредили, пишет Smolnarod. Рабочие обнесли ее ограждением только после возмущений смолян. Тогда в главном управлении по культурному наследию отметили, что раз олень не является объектом культурного наследия, то и особый режим охраны ему не положен.
В документе, который подписал директор Центра по охране и использованию памятников истории и культуры Виталий Казепин, сказано, что, согласно истории создания скульптуры, она представляет собой охотничий трофей, что не является подтверждением ее историко-культурной ценности.
“Включение данного объекта в реестр культурного наследия нецелесообразно, так как увековечивание скульптуры, созданной во враждебной стране, уничтожившей часть исторических памятников России, будет несправедливым по отношению к другим объектам», – сказано в бумаге.
В ходе заседания директор организации сказал, что объект создали в Германии, он не связан с каким-либо историческим событием и, соответственно, не является произведением русского искусства.
В ответ Казепину зачитали выдержки из архива, в которых отражалась богатая смоленская история оленя, затрагивающая период с момента перевозки его в областной центр вплоть до мероприятий по сохранению его облика. Если говорить об авторе, то сегодня государство охраняет многие памятники культуры, создателями которых являются представители ныне недружественных стран. Тогда их тоже следует снимать с госохраны.
В результате заседания экспертного совета было принято решение не присваивать бронзовому оленю соответствующий статус.
Ранее «Смоленская народная газета» писала о том, что администрация Смоленска опровергла слухи о лжельвах в Блонье.