Причин много, и не все они законные.
Жители Смоленска во время оформления ОСАГО нередко сталкиваются с отказами страховых компаний выдавать полис. При этом «возраст» автомобиля почти не играет роли. «Смоленская народная газета» попыталась разобраться, почему страховщики отказываются выполнять свою работу и законно ли это.
«Абонент недоступен»
Согласно действующему законодательству, страховые компании не вправе без веской причины отказать в заключении договора с клиентом. Они обязаны застраховать любое транспортное средство, которое таковым считает ГИБДД. Однако у компаний есть лишь четыре законных основания для отказа.
Не дадут полис в том случае, если автовладелец принес не весь перечень требуемых документов; отказался от проверки транспорта и не имеет диагностической карты или ОСАГО хочет получить сторонний человек без доверенности от хозяина ТС. Четвертой (и самой распространенной) причиной является сбой в обмене информацией между компанией и РСА (Российский союз автостраховщиков). Любые другие причины отказа незаконны.
Как с гуся вода
Страховщики, видя невыгодную сделку, зачастую прибегают к различным уловкам. Большинство из них рассчитано на неподготовленного клиента. При этом нежелание оказывать услугу может быть связано практически с чем угодно: большой «возраст» автомобиля, высокий рейтинг аварийности у водителя, редкость марки или запчастей к транспортному средству, высокая стоимость авто.
Наиболее часто обманывают тех автовладельцев, кто оформляет ОСАГО для того, чтобы поставить транспорт на учет в ГИБДД. Горожане опасаются получить штраф по истечении десяти дней с момента покупки авто и более охотно идут на сделку с дополнительными, навязанными услугами.
Желающих оформить ОСАГО на сайте страховой организации тоже могут поджидать неприятные «сюрпризы». Например, код «Captcha», который невозможно прочитать. Если ошибиться во время ввода, сайт сбрасывает заполненную форму: приходится заполнять ее заново. После нескольких попыток автовладельцы, как правило, идут в офис компании, где и попадают на «дополнения».
Известно о нескольких схемах отказа. Страховщики могут сообщить клиенту, что сейчас у них в компьютерах произошел сбой, и оформить ОСАГО не представляется возможным. Препятствием может стать якобы отсутствие бланков или требование дополнительных документов со ссылкой на «правила компании». Кроме того, у автовладельца могут проигнорировать техническую карту транспортного средства и отправить к «своим» специалистам, которые по легенде находятся «за тридевять земель», а прием у них по записи. Отметим, что все вышеперечисленные уловки противоречат Гражданскому Кодексу.
Если же к страховщикам обращается знающий клиент, итоговый отказ обычно проводят по причине невозможности связаться с базой РСА. О нем компания должна сообщить автовладельцу в письменной форме, а копию официального документа отправить в Центробанк.
Что делать?
«Смоленская народная газета» обратилась за комментарием к председателю организации по защите прав потребителей Андрею Машкову и узнала, что грозит страховщикам за нарушения законодательства и как добиться справедливости.
– Подобные отказы являются незаконными. Часто сотрудники компаний ссылаются на то, что «компьютер не пропускает», и не уточняют, что именно произошло. На практике, если страховую компанию уличат в нарушении, Центробанк применит к ней штрафы. Их размер составляет от 150 до 500 тысяч рублей, – рассказал Андрей Машков.
Также эксперт уточнил, что в основном компании «попадают» на штраф в том случае, если пытаются заставить клиента заключить договоры на дополнительные услуги. Например, они могут предложить застраховать здоровье или недвижимость. Пострадавшие от навязывания услуг могут свободно обращаться с заявлением в Роспотребнадзор и Центробанк. В течение 30 дней его рассмотрят, а компанию накажут. Это же касается и отказов по остальным причинам, однако зафиксировать нарушение будет сложнее.