Смоленский народный театр драмы взял гран-при на фестивале в Могилеве

Социум

Исполнитель главной роли рассказал о жизни театра

Народный театр драмы Смоленска взял гран-при фестиваля любительских театров «Свет рампы» в Могилеве. С 22 по 24 ноября по приглашению организаторов фестиваля театр показал спектакль «Имя» по мотивам пьесы Александра де Ла Пательера и Матьё Делапорта 2010 года.  Всего во время фестиваля прошли показы 12 спектаклей театров Беларуси и России.


Корреспондент «Смоленской народной газеты» поговорил с актером Александром Федотовым, который посвятил смоленскому народному театру 25 лет, о призовом спектакле «Имя», традициях праздничных и театральных и жизни маленького театра.

Смоленский народный театр драмы взял гран-при на фестивале в Могилеве
Фото: Смоленская народная газета

Александр с 2019 года играет роль Винсента — центрального персонажа спектакля «Имя». Актер отметил, что многие театры выбрали для постановок легкие по настроению «фестивальные» пьесы, однако Смоленск решил поставить более серьезную историю.

В описании спектакля указано, что все действие происходит во время вечерних посиделок давних друзей и родственников.

Гостеприимный хозяин квартиры Пьер с женой Элизабет сделали все, чтобы и этот вечер вышел во всех отношениях приятным. Но появление брата Элизабет Винсента может внести некоторую… живость в происходящее. А ведь есть и другие гости – подруга Винсента Анна и старый знакомый Клод, мать Винсента и Элизабет-Франсуаза. Что ждать от них? Старая дружба под угрозой!

«Начинается пьеса с того, что мой герой, Винсент, дает характеристику всем присутствующим. Делает он это через исторические факты, связанные с улицами, по которым он добирается до квартиры Пьера. В этом вступлении много теплых, приятных воспоминаний о героях вечера», – отметил Александр.

Актер рассказал, что очередная встреча старых друзей рушится из-за секретов и лжи, которые случайным образом всплывают в тот вечер:

«Несмотря на теплые отношения между героями, каждый из них воспринимает эту информацию по-своему, согласно своему мировоззрению. Из-за этого возникает ссора. Но даже учитывая, что конфликт был достаточно жестким и у каждого после этого остался какой-то осадок, в финале все герои остаются друзьями. В конце пьесы герои, когда рождается ребенок, вновь собираются вместе и учатся жить дальше».

Не привязываясь к новому году как к празднику, в пьесе символически идет отсчет нового года. Образно говоря, персонажи начинают жить с новой точки отсчета, с уже новыми знаниями друг о друге. Во всех смыслах этого слова начинается новая жизнь, отмечает актер.

«У моего героя даже есть слова “зная, что было раньше и зная, что будет потом я понял, что наша семья никогда не вернется к прежнему”. То есть, таких отношений, какие у них были, уже никогда не будет, но будут другие, мосты не разрушены», – пояснил Александр.

Александр отметил профессионализм коллег из других городов и то, что у всех участников фестиваля «горят глаза», что не может не вдохновлять. Актер отметил, что выступать на новой сцене было полезным опытом для труппы.

Сложностью для актеров стало то, что у смоленского театра сцена маленькая, ее можно пройти за пару шагов, а в Могилеве – большая:

«Там надо сделать не два, а 22 шага, чтобы дойти до другого конца сцены. Естественно это другая динамика, другое отношение с пространством, другие движения. Нужно привыкать к новому, а это полезно для актеров. Но больше нового ты узнаешь не на сцене, а вечером, когда все собираются после спектаклей попить чай и начинают обсуждать. Много интересного узнаешь при разборе спектаклей, когда тебе объясняют, как и почему это было сделано. В том числе ошибки разбираем – это стимул быть лучше», – поделился впечатлениями Александр.

До пандемии смоленский театр уже участвовал в фестивале. В прошлый раз коллектив взял «лучшую женскую роль» и «лучшую мужскую роль второго плана». Однако победа в фестивале — не единственный праздник, который отмечает коллектив смоленского народного театра драмы. В этом году театру исполнилось 70 лет.

«Раньше у нас была традиция: наша староста Нина Эдуардовна каждый год с помощью архивных данных добывала какую-то новую информацию и нам “становилось все больше и больше лет”. В этом здании происходили разные вещи, оказалось, что народный театр впервые поставил “нечто” на сцене около 85 лет назад, но мы не стали привязываться к той дате», – пояснил актер.

Раньше юбилеи театра отмечали «капустником» – сборником песен, танцев и отрывков из всех спектаклей за год в одном концерте. Сейчас же все праздники отмечаются новым спектаклем, такое правило завел ныне действующий режиссер Валерий Маркович Исаев. Премьеру показывают в день годовщины. В этом году уже были представлены публике два новых спектакля, в 2025-м планируют поставить еще два. Премьеры выйдут в свет в конце сезона – в мае или июне.

Отметим, что «Имя» – это рядовой спектакль народного театра. Последний показ этой истории в 2024-м состоится 14 декабря. Сразу после него настанет «Вальпургиева ночь» – драма по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?». Это спектакль о супружеской паре, блуждающей в лабиринте лицемерия, карьеризма и предательства. По ходу спектакля влюбленные будут искать выход из мира жестоких игр. Актеры театра отмечают, что это спектакль «не для ханжей». Показ пройдет  21 декабря.

Смоленский народный театр драмы взял гран-при на фестивале в Могилеве
Фото: народный театр драмы Смоленска

Ранее наше издание писало о том, что Смоленский спектакль «Муха-Цокотуха» взял главный приз международного театрального фестиваля в Москве.

Смоленская народная газета