Некогда известное место упокоения запустело. Более ста лет на этой территории никого не хоронят, и родственники умерших давно не приходят на могилы предков. Большинство упоминаний о людях, которые лежат в земле Лютеранского кладбища, не сохранились. Однако некоторые всё же остались. «Смоленская народная газета» рассказывает об истории старинного кладбища и о том, как можно сохранить иностранное наследие в Смоленске.
Лютеранское кладбище находится между улицей Бакунина и церковью Иоанна Богослова на Большой Краснофлотской. Смоленские краеведы считают, что оно образовалось, когда наш город начал налаживать торговые связи с прибалтийскими странами в 12 веке. Выходцы из-за рубежа, предположительно, селились чуть ниже улицы Бакунина, и через некоторые время им понадобилось своё кладбище.
О присутствии в Смоленске приезжих можно судить по архитектурным следам. Один из них сохранился недалеко от храма Иоанна Богослова. Как рассказывает гид Ольга Ефимкина, в районе церкви стояла немецкая божница. Однако история соседства культовых зданий разных культур в 12-м веке до сих пор вызывает вопросы у скептиков.
Божницу уничтожило войной 1812 года. От неё остался только фундамент, который сейчас заплыл землей со склона.
Территорию Лютеранского кладбища теперь сложно отличить от обыкновенного пустыря. Примет прошлого осталось мало. Правда, фотографии начала 20-го века говорят о том, что захоронение выглядело благоустроенно: между надгробиями на русском и немецком языках росли дубы и акации.
Губернатор, предки декабриста и врач для всех
Название Лютеранского кладбища закрепилось после похорон смоленского губернатора Казимира фон Аша в 1820 году. Как считают историки, во время войны с Наполеоном чиновник показал свою нерешительность. Он до последнего не мог вывезти жителей города и государственные архивы. Как итог — после вторжения французской армии Смоленск почти полностью выгорел, а многие населявшие его люди погибли.
Среди надгробий теснились и могильные камни родителей декабриста Павла Пестеля, который стал организатором неудачного восстания 1825 года. Его отец Иван Пестель некоторые время фактически управлял Сибирью. В преклонном возрасте предки бунтаря бывали в имении в Монастырщинском районе.
Сохранились также записи о выдающемся враче Франце Вале, похороненном на Лютеранском кладбище. Валь попал в русский плен во время войны 1812 года и значительную часть жизни трудился в Смоленске. О нём говорили как о талантливом медике, который лечил от рака. После кончины тело врача сопровождали все: и богачи, и бедняки.
Сквер на костях
Более десяти лет назад горожане высказывались о благоустройстве Лютеранского кладбища. Тем более по слухам, здесь исторически располагалась зона прогулок «Садик Пестеля». Некоторые источники говорят: он был обнесён забором с изгибами под скамейки. Однако идея оставалась лишь идеей. Сейчас жители и члены лютеранской общины вновь к ней вернулись и предварительно нашли поддержку местного бизнесмена.
Первый вариант благоустройства — основание места памяти, которое бы сочетало прогулочные зоны и огороженные пространства с сохранившимися надгробиями. Такая инициатива не нашла признания большинства: противники идеи считают, что обозначать захоронения не имеет смысла — кладбище всё-таки недействующее.
Второе предложение, одобренное участниками дискуссии, — придание местности особого охраняемого статуса и создание сквера с памятным камнем или мемориалом. Как рассказала «Смоленской народной газете» председатель лютеранской общины Ольга Траутвейн, надобности в восстановлении облика кладбища нет.
Непонимание может вызывать сама идея создание парка на костях. Мы поговорили с настоятелем церкви Иоанна Богослова, которая стоит ниже кладбища, игуменом Тарасием и спросили, можно ли с точки зрения христианства разбивать сквер на могильнике.
— Вопрос сложный и неоднозначный. Прогулки по костям в любом случае вызывают вопросы. Однако сейчас бывшее кладбище стоит в запустении и, если его благоустроить как место захоронения с мемориалом, чтобы они [лютеране — прим. редакции] пришли и сказали: здесь лежат предки или единоверцы, то хорошо. Поэтому территорию всё-таки стоит аккуратно благоустроить, — отметил игумен Тарасий.
Другой вопрос — кто будет спонсировать строительство зоны прогулок. Держатель местной гостиницы предложил создать дизайн-проект парка, но при одном условии — заниматься кладбищем он будет не один. Кто еще способен на реальные действия? Община, историки и краеведы, простые жители? Возможно. Но взаимодействие с городскими властями по юридическим вопросам несомненно затянет старт работ. Может, за это время у активистов и желание пропадёт?