Введение санкций против России выступает одним из факторов, который неизбежно ведет к поиску новых возможностей и рынков сбыта. Несмотря на экономическую турбулентность, международные перевозчики продолжают осуществлять поставки из Европы и одновременно обращают большее внимание на альтернативные направления, включая внутрироссийские. «Смоленская народная газета» разбирается, как смоленский бизнес переживает вызовы времени и находит новых партнеров по всему миру.
В четверг, 17 марта, Центр поддержки экспорта (ЦПЭ) Смоленской области провел круглый стол, посвященный вопросам международной логистики. Мероприятие последовало за вводом новых пакетов антироссийских санкций, которые стали сдерживающим фактором для российских, а значит, и для региональных предпринимателей.
Участниками встречи стали руководители логистических компаний и объединений, а также органов власти. Они обсудили, как экспортеры реагируют на изменения рынка и какие новые направления следует рассматривать в качестве «запасных аэродромов». Тизер: решения конкретных проблем на сегодняшний день есть.
Перевозчики и эхо Запада
Из-за ведения ряда ограничений на контрольно-пропускных пунктах сегодня периодически возникают километровые пробки. В частности, на границе Польши и Беларуси пропускная способность уменьшилась в четыре раза. Об этом рассказал представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александр Сидоренко. По его словам, перевозчики нашли современные способы решения проблемы. Они заключаются в бронировании времени для пересечения границы РБ и покупке пропускного места. Оба варианта сокращают время простоя подвижного состава.
Еще одна трудность, с которой столкнулись компании, — действия украинских мигрантов на территории Польши, которая выступает в роли транзитной страны. Злоумышленники разрисовывают полуприцепы краской, портят их и запугивают водителей.
Опираясь на полученный опыт компании рекомендуют коллегам не останавливаться на территории республики. В ином случае — использовать специально предусмотренные места для стоянки.
В ходе встречи отмечалось, что сегодня российские власти рассматривают меры поддержки отрасли перевозок, включая выплаты компенсации компаниям за сорванные рейсы. Также АСМАП попросила оценить возможность освобождении перевозчиков от обязательной продажи 80% валютной выручки или о смягчении данного норматива. Кроме того, ассоциация просит установить временный порядок получения наличной валюты в российских банках из расчета 3 тысячи евро на каждое транспортное средство, задействованное в международных автоперевозках.
— Во взаимодействии с исполнительными органами власти и перевозчиками мы принимаем меры для стабилизации ситуации на рынке и сохранения логистических цепочек. В частности, производится расчет валютной выручки для выплаты командировочных средств водителям. Компаниям предоставляется отсрочка для уплаты налогов и задолженностей. Также совместно с Центром поддержки экспорта предлагаем организовать ситуационный центр, где можно оставить свой товар на временное хранение, — подчеркнул Александр Сидоренко.
Забегая вперед отметим важный момент — перевозчики уверены, что работа за границей сохранится и без взаимодействия с «недружественными государствами». Среди потенциальных партнеров — страны Азии и Ближнего востока. Таким образом, систему перевозок ждет возможное перепрофилирование на новый внешний рынок и переориентация внутри страны.
Лучи света в буре
Сегодня российские бизнесмены видят определенные расхождения с Европой в вопросах дальнейшего взаимодействия. Кризис в отношении с западными партнерами проявляется во многих аспектах внешнеэкономической деятельности.
Одна из сложностей, с которыми компании столкнулись несколько недель назад, — платежи за границей через системы Visa, Mastercard и онлайн-переводы, отмечает руководитель ООО «Гринлайн» Алексей Богданов. Однако есть и «луч света» — сейчас идут активные переговоры о смещении работы в сторону российских банков и платежных систем «МИР» и UnionPay.
Одновременно с этим анализ рынка показывает возрастание стоимости экспорта. Это привело к тому, что вывоз товаров за рубеж сравнялся с ценой ввоза, что противоречит традиционной взаимосвязи.
— Если взять стоимость некоторых фрахтов годовой давности, то сейчас наблюдается рост около 70-80%. Стабилизация будет происходить от момента стабилизации основных логистических цепочек, — рассказывает Алексей Богданов.
По мнению российских предпринимателей, решение вопроса кроется в изменении торговых направлений. Согласно предварительным расчетам, азиатские рынки снизят давление, полученное от европейских ценовых скачков, считают эксперты. Работа по евразийским векторам продолжится как минимум до того момента, пока «буря не утихнет».
Со сменой направлений развития и расширением количества партнеров согласился и представитель смоленского филиала международной компании DHL Павел Семёнов. В его список попали те же Китай, Индия, Ближний восток и Латинская Америка.
— Наш директор прислал письмо поддержки и сообщил, что российское подразделение входит в состав большой семьи, и никаких изменений в сервисной работе представительств нет. Сейчас мы отрыты для принятия грузов на экспорт, но временно закрыты для их импорта в РФ, РБ и Украине, — рассказал Павел Семёнов «Смоленской народной газете».
Представитель организации отметил, что региональным поставщикам стоит обратить внимание в первую очередь на китайский рынок. КНР обладает рядом преимуществ, которые могут привлечь российских экспортеров: большое население (около трети обладает высокой платежеспособностью), востребованность товаров российского производства и пр. В свою очередь, индийский, ближневосточный и латиноамериканский рынки обладают потенциалом в росте цифровой грамотности населения, совокупного ВВП и благоприятности экономического климата.
В завершение встречи руководители логистических копаний подчеркнули, что работа продолжается, несмотря на всю сложность ситуации: в том числе и в направлении на Европу. Организации поддерживают водителей и друг друга, стараются сохранить партнерство и в то же время рассматривают новые пути сотрудничества.
Со соей стороны в ЦПЭ выразили уверенность в скорой адаптации предпринимателей к влиянию санкций Запада. В Центре подчеркнули, что на внешнее давление власти ответят максимальной предпринимательской свободой и поддержкой деловой инициативы. По всем волнующим вопросам предприниматели могут обратиться: по телефону «горячей линии»: +74812672090, в группу ЦПЭ ВКонтакте и канал в Telegram.