Ремонт улицы Рыленкова по федеральной программе продолжается. Чтобы окончательно не останавливать поток машин, строители перегораживают дорогу частично. Однако и этого бывает достаточно для замедления общественного транспорта. Таким образом, смоляне мучаются в попытках выбраться из Киселёвки с населением в несколько десятков тысяч человек.
«Смоленская народная газета» разбиралась в проблемах общественного транспорта после прихода дорожников на улицу Рыленкова и предложила свои варианты выхода горожан из транспортного рабства.
«Рогатики» трогались со скрипом
Трамваями и троллейбусами в Смоленске заведует городское предприятие МУТТП. «Рогатые» муниципалы сейчас переживают не лучшие времена. Правда, когда было легко?
История троллейбусной системы в столице нашего региона писалась «со скрипом». Строительство первой линии началось ещё в середине 1970-х годов, а открылась она только через 15 лет. Первая троллейбусная ветка планировалась от площади Смирнова (ныне площадь Победы) до ТЭЦ-2. Её достроили, но в итоге забросили, полностью отказавшись от маршрута.
Первым действующим до сих пор направлением стал путь троллейбуса «единицы» от Полиграфкомбината до «Трикотажки», переименованной в фабрику «Шарм». Первый «рогатый» вышел на линию в год развала Советского Союза. Выходит, что для начала троллейбусной истории в Смоленске, нужен был переход к рыночной экономике. Правда, время показывает, что она ничего не дала этому виду транспорта — он все ещё находится под бедным бюджетным крылом МУТТП.
Вернемся к маршрутам. После направления №1 появилось второе. Троллейбус №2 ходил от полиграфического комбината до завода «Протон», ставшего позднее научно-производственным объединением «Аркада». Примечательно, что маршрут №2 образовался на месте планируемой трамвайной ветки от улицы Багратиона до улицы Марины Расковой. Её хотели построить в 1960-1970-х годах. Однако возведения не случилось, и место предполагаемого разворотного трамвайного кольца заняла заправка «Роснефти» на улице Николаева.
Метаморфозы с маршрутом №3 происходили до 2015 года. Сначала власти осваивали под этим номером направление от «Шарма» до НПО «Аркада». Оно просуществовало несколько лет и вскоре закрылось за нерентабельностью. В 2015-м табличку №3 стали вешать на «рогатики», которые пошли от Киселёвки до «Аркады». К слову, этому маршруту хотели присвоить номер 2Б из-за сходства с путём «двойки». Различие было только в объезде Киселёвки: троллейбус номер два делал круг по часовой стрелке, а 2Б ехал бы наоборот. Но вторая буква алфавита, видимо, кому-то не угодила, и новый троллейбус с Киселёвки стал «тройкой».
Всего в городе четыре маршрута колёсных «рогатиков». Последний из них появился недавно — в 2016-м. Новая троллейбусная линия связала 8-й микрорайон и фабрику «Шарм».
Если бы смоленский трамвай был человеком, он бы икал при каждом воспоминании горожан и властей о былых удобствах убранных маршрутов. Некоторые исчерпали себя из-за нерентабельности, остальные исчезли вместе с трамвайными путями.
Первыми в городе убрали рельсы на улице Дзержинского в 1974 году. Старожилы рассказывали, что пути вынули якобы за один день после распоряжения какого-то чиновника — ему надоел грохот трамваев под окнами.
В 2001-м пассажиры попрощались с рельсами на улице Большой Советской, до сих пор вызывающими вздохи сожаления у некоторых жителей Смоленска.
Пути на проспекте Гагарина демонтировали в 2010-м. Споров об их ликвидации было немало: чиновники и гаишники считали, что выемка рельсов разгрузит улицу для автотранспорта; в трамвайном парке, наоборот, отмечали, что ликвидация ветки к областной больнице лишит трамваев манёвра в случае ДТП на улице Николаева.
После закрытия многих трамвайных маршрутов — а ранее по Смоленску их ходило более 10 — власти пришли к четырём направлениям, два из которых курсируют по улице Рыленкова. Современные трамваи «двойка» и «четвёрка» заменили пять прежних маршрутов, ранее следовавших в 8-й микрорайон.
Плач по Киселёвке. Как утереть слёзы?
Улица Рыленкова — транзитная артерия для 75% троллейбусов Смоленска. Жители уже чувствуют на себе боль от транспортного рабства после визита строителей на Киселёвку, но то ли еще будет.
С приходом ремонта на улицу Рыленкова пассажиры переполняют маршрутки, автобусы и трамваи. Последние набиваются только пока — в будущем подрядчик займется ремонтом рельсов, и трамваи вовсе перестанут здесь ходить. Как рассказывает в беседе со «Смоленской народной газетой» бывший советник мэра Борисова и урбанист Евгений Плёнкин, ожидание общественного транспорта в микрорайоне будет только увеличиваться, но жители всё равно будут находить способы добираться до пунктов назначения, минуя улицу Рыленкова.
Действительно, из-за закрытия троллейбусного движения пассажиропоток будет распределяться по альтернативным видам передвижения. Приостановка колёсных «рогатиков» ежедневно после 19 часов — мера здравая, чтобы не перекрывать улицу целиком. Однако Плёнкин предположил, как ему кажется, более действенное решение: создать пересадочный узел на пересечении улиц Рыленкова и 25 сентября — сдвоенные трамвайные вагоны вывозили бы граждан с Киселёвки к началу ремонтируемой дороги. Правда, реализация предложения невозможна, следует из разговора нашей редакции с чиновниками комитета по транспорту администрации города. Точнее, возможна— заниматься этим никто не будет. Мы узнали, что власти пока не думали, как будет организовано движение транспорта и снижена нагрузка в период ремонта улицы Рыленкова, на другом конце которой проживает несколько десятков тысяч человек. В администрации не знают даже, что будет с трамвайным движением с началом ремонта участка дороги с рельсами после проспекта Строителей.
Работы на «подхвате» от других транспортных структур тоже ждать не стоит: ни «Автоколонна-1308», ни частные перевозчики не готовы помогать жителям Киселёвки дополнительным транспортом, считает наш собеседник. Наоборот, для частников наступает «золотое время» набитых салонов и кошельков.
— АК1308 не справляется с тем, что у неё есть сейчас. Даже один из самых прибыльных маршрутов №50 она не может поддерживать на должном уровне. Ничего АК1308 компенсировать не может, — рассказывает урбанист.
Возникает логичный вопрос: не стоит ли реформировать троллейбусную схему, чтобы не завязывать ее на одной сравнительно узкой дороге. Что, если пустить альтернативный маршрут через Полиграфкомбинат с заездом к заводу «Кристалл» и далее — к улице Петра Алексеева? Наивно ждать конкретных действий от нынешней городской власти. Поэтому вопрос об альтернативных путях, скорее всего, «повиснет» на неопределенных срок.
Жители Киселёвки, как и многие смоляне, в общем, давно не рассчитывают на создание властями комфорта во время дорожных ремонтов. Каждая кампания по восстановлению улиц в городе становится настоящим испытанием для жителей. Похоже, реконструкция улицы Рыленкова исключением не станет.