Смоленские вузы и колледжи застряли в «каменном веке»

Мнения

Большинство городских учебных заведений не внедряют образование в цифре.

Сегодня к цифровизации образования можно относиться по-разному, но очевидно, что это, как минимум, модно. В учебный процесс продвинутых вузов внедряют дистанционное обучение и электронные программы. Принято считать, что это повышает цифровую грамотность молодых людей и дает студентам отдохнуть от очных занятий.

Как обстоят дела в вузах и колледжах Смоленска? Исследователи группы «Юрайт.Статистика» утверждают, что наш регион находится на достойном месте по цифровому изменению образования в ЦФО. Однако внушительные показатели можно заметить только у некоторых учебных заведений. Глядя даже на них, выходит, что общий уровень продвинутого обучения в России сравнительно невысокий.


Рейтинг отражает два показателя: цифровая активность преподавателей и цифровая активность студентов. Исследование опиралось на следующие особенности:

  1. Готовность региона к онлайн-образованию;
  2. Навыки участников процесса;
  3. Технические возможности учреждений;
  4. Спрос на обучение в цифре.

На показатели уже не влияют характерная для 2020—2021 гг. сложная эпидемиологическая обстановка и соответствующие ограничения очного обучения, — считают аналитики.

Оказалось, что среди вузов региона самым продвинутым стал только один — Смоленский государственный университет. Цифровые активности преподавателей и студентов СмолГУ закрепились на уровнях в 44% и 35% соответственно.

В остальном высшая школа области балансирует между четырьмя процентами и «дыркой от бублика». Самым нецифровизированным посчитали образование в духовной семинарии. Оно и понятно — электронная прослойка только затрудняет путь к возвышенному.

В иных случаях вялое использование образования в онлайне можно объяснить тем, что процесс сложно перевести в электронный режим, поэтому преподаватели останавливаются на привычной модели. Так, в медах затруднительно обучать по Интернету, например, хирургии. А в физах — проводить занятия по легкой атлетике. Правда, теорию таким образом осваивать можно.

С другой стороны, цифровизация высших учебных заведений Смоленска может чахнуть из-за возраста преподавателей, которые оказались не готовы к современным изменениям. Однако многие родители студентов их за это хвалят, прибавляя уважительно: «Старая школа!»

Смоленские вузы и колледжи застряли в «каменном веке»

В среднем образовании ситуация чуть лучше. Здесь, в отличие от предыдущего рейтинга с вузами, два лидера по цифровой трансформации учебного процесса — Смоленский строительный колледж и Смоленский педагогический колледж. Здесь показатели отличаются вдвое: они приведены ниже.

Большинство других сузов отстают не на шутку. Кроме трех… Феноменальные 100% (!) цифровой активности преподавателей нашли в Верхнеднепровском технологическом техникуме, Смоленском областном институте развития образования, а также в Ярцевском индустриальном техникуме. Такие цифры выглядят странно на фоне пустующей правой колонки с активностью студентов.

Общие наблюдения подсказывают: учащиеся и педагоги пока не готовы к цифровому развитию образовательного процесса. Почему так происходит? Вряд ли заведения, чаще всего оказывающие платные услуги, не могут закупить оборудование. Странно говорить, что студенты и преподаватели не в силах его освоить. Не исключено, что онлайн-трансформацию в регионе откладывают намеренно в пользу проверенных способов подготовки специалистов.

Смоленская народная газета