Вопросы к неженскому лицу.
Театральная постановка в смоленском Доме актера привлекла внимание некоторых лидеров мнений и, соответственно, граждан, их поддерживающих. Речь идет о спектакле «Голоса тех, кого нет» молодого режиссера Полины Кроль. Однако ни название, ни имя автора причинами скандала не стали.
Представление создано по мотивам книги «У войны не женское лицо». Конфликт возник именно из-за создателя произведения о Великой Отечественной войне и лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич. Находясь не в России, она высказывает о ситуации на Украине мнения, идущие вразрез с официальной позицией Кремля.
Поэтому сотрудников Дома актера уличили в согласии с антироссийской риторикой и заподозрили даже в «подрывной» деятельности. «Смоленская народная газета» разбиралась в ситуации.
Голоса тех, кто есть
Ознакомимся с предысторией спора. За идею спектакля «Голоса тех, кого нет» его автор Полина Кроль получила стипендию Правительства РФ. Как рассказала «Смоленской народной газете» молодая постановщица, премьеру планировали еще год назад, то есть без расчета показать задумку после объявления о специальной военной операции.
Представление действительно создано по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», опубликованной в 1985 году. Премьеры спектакля состоялись третьего и четвертого июня в Доме актера. Государственный телеканал «ГТРК Смоленск» говорил в своем анонсе следующее:
«Это простая человеческая правда, наполненная пронзительными подробностями, которые кажутся невероятными. Это правда, которая не упоминается в официальных документах, фильмах и книгах; которая не встречается даже в воспоминаниях ветеранов-мужчин».
Светлана Алексиевич — белорусская писательница и журналистка, родившаяся на Украине, которая в 2015 году стала лауреатом Нобелевской премии по литературе. Она написала книги «У войны не женское лицо», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд».
Большую часть жизни прожив в союзном государстве, Алексиевич недавно покинула Белоруссию в западном направлении. Она выступает в ряде университетов, затрагивая конфликт на Украине и ситуацию со специальной военной операцией, в том числе недавней частичной мобилизацией в России.
Сцена в политике?
Второй показ постановки «Голоса тех, кого нет» состоялся накануне, 24 сентября, перед Днем освобождения Смоленщины от фашистов. Недавние представления еще больше накалили обстановку с опосредованной причастностью к спектаклю автора книги, по мотивам которой он создан.
По мнению несогласных с уместностью спектакля, постановка является «провокацией» по мотивам книги «ярой русофобки». И, как отмечают противники мероприятия, театральный перфоманс можно расценивать как «плевок в лицо тем, кто с оружием в руках защищает сегодня Россию».
Ответ сцены
«Смоленская народная газета» пообщалась с представителями Дома актера. Как рассказывают в руководстве организации, сначала этот спектакль о Великой Отечественной войне хотели приурочить к 9 мая, но не успели и провели уже в июне.
После этого возникла первая волна неодобрения от несогласных с выбором текстовой опоры от писательницы-«русофобки» Светланы Алексиевич. Трехкратный вал «помоев», как выражается руководство смоленских театралов, вылился на актеров и режиссера следом за вторым показом постановки.
— Спектакль вышел к 9 мая в Екатеринбурге и на многих международных фестивалях под полным именем автора книги, и никаких претензий не возникало, — комментируют собеседники «Смоленской народной газеты».
Сегодня смоленский Дом актера старается не отвечать на высказывания о спектакле, касающиеся Светланы Алексиевич.