Что стало с казаками в Запорожье и при чем тут Украина

Интересное

Запорожские казаки: кто они такие, настоящие украинцы или современный миф, рассказал порталу «Российское казачество» доктор исторических наук, профессор Донского государственного технического университета Владимир Трут.


Запорожские казаки — это украинцы или нет?

Происхождение запорожских казаков и украинцев до сих пор вызывает споры. Подавляющее большинство российских историков, рядовых украинских историков и зарубежных специалистов сошлись на одном очевидном факте: запорожцы (запорожские казаки) и малороссы (будущие украинцы) практически никак не были связаны между собой в плане происхождения и развития. Это были две совершенно разные социальные общности — некоторые исследователи даже называют их этносоциальными общностями — которые просто волею судьбы жили рядом друг с другом. 

Следующий вопрос, который, по сути, является центральным, — это история, происхождение украинского государства. После 1991 года многие страны стали активно интересоваться собственной историей и национальным происхождением. И здесь в силу политической и идеологической ситуации возник миф о том, что основателем украинского государства были запорожские казаки.

Можно ли считать запорожских казаков предтечей украинского государства?

Когда после распада Советского Союза была провозглашена независимость и государство де-факто перестало существовать, началось конституционное и, соответственно, госстроительство. Власти сразу обратили внимание на то, что были запорожские казаки и Запорожская Сечь. Хотя на самом деле это квазигосударственность, войсковая организация. То же самое было и у донских казаков, еще раньше, чем возникли запорожцы.

В результате стало принято говорить, что украинцы происходят от запорожцев. Так заложился современный украинский национальный миф и мифология. Основана она, прежде всего, на том, что украинские и запорожские казаки идентичны и находятся в одной этно-социальной категории. Но если бы спросили у самих запорожских казаков, что они думают, то последние, наверняка, удивились. Ведь их отношения с простыми жителями Малороссии были, мягко говоря, иными. И к крестьянам, и к земледельцам казаки относились с большим превосходством и даже презрением.

Так кто же такие казаки?

Во-первых, существует множество теорий о происхождении казаков, в том числе донских, запорожских и терских. На заре Запорожской Сечи, то есть с XVI по XVIII век, такого народа, как украинцы, вообще не существовало. Но почему запорожцы не ассоциировали себя даже с жителями Малороссии? Они четко понимали, у них это было в этническом самосознании или социально-этническом, в зависимости как мы казаков будем характеризовать: «Мы, запорожские казаки» – это одно, а «жители Малороссии» – это совсем другое. И причем это жители Малороссии тоже прекрасно понимали, и никто из них не называл себя запорожскими казаками.

Запорожские казаки и будущие украинцы — это два совершенно разных явления в вопросе отношений с будущими жителями страны, поскольку во времена существования запорожского казачества украинцев в окрестностях не было. Иными словами, запорожские казаки никогда не считали себя малороссами, крестьянами, земледельцами и т.. Украинский историй Дмитрий Яворницкий отмечал, что Запорожская Сечь – это не столько этническое, сколько социальное образование.

Куда делись запорожские казаки?

На эту тему очень много фальсификаций и спекуляций. Известно, что В 1775 году Екатерина II подписала Манифест об уничтожении Запорожской автономной области и присоединении ее к Новороссийской губернии. В результате около полсотни казаков отправились в Турцию, а через восемь лет запорожские казаки, присягнувшие на верность российской царской семье и Российскому государству, стали называться Войском верных казаков запорожских, через год его переименовали в Войско верных черноморских казаков.

В июне 1792 года Екатерина подписала царский указ о переселении черноморских казаков, прямых потомков запорожцев, на кубанские земли. Около 25 тысяч человек поселилась на Таманском полуострове. Позднее в Россию вернулась часть казаков и Задунайской Сечи.

Смоленская народная газета