В Смоленске прошла презентация книги о великом художнике авангарда
В пятницу, 20 сентября, в Художественной галерее Смоленска состоялась встреча с белорусским искусствоведом Татьяной Котович. Исследовательница презентовала свою новую книгу «Витебск: Эль Лисицкий», посвященную смоленскому художнику эпохи авангарда.
Лазарь Лисицкий (его псевдоним Эль Лисицкий) — архитектор, художник, конструктор, мастер фотомонтажа и инженер. Будущий мастер авангарда родился 22 ноября 1890 года в селе Починок Смоленской области в еврейской семье.
Много лет Татьяна Котович занимается изучением истории УНОВИСа – творческого объединения, созданного Казимиром Малевичем в Витебске в 1920 году. Одним из ярчайших представителей этого движения был Эль Лисицкий – друг и соратник знаменитого Малевича. Лисицкий познакомился с Малевичем в Москве, после чего художники вместе творили в Витебске.
В супрематизме Малевича основными элементами для изображения всех форм стали простые геометрические фигуры в плоскости: прямоугольник, круг, квадрат и прямые. Лисицкий увлекся идеями Малевича и перевел супрематизм в трехмерный вариант. Свое открытие он назвал проун (проект утверждения нового).
Работы смоленского художника напоминают чертежи, элементы которых вот-вот начнут движения, словно механизмы.
«В начале своего творчества Лисицкий давал названия своим проунам, например, «Арка» или «Город», а потом понял, что перед ним абстрактные изображения, а не конкретное что-то и перестала давать названия, практически все они идут по номерам», – отметила Татьяной Котович.
В книге искусствоведа подробно описываются различные проуны, их замыслы история создания. Например, Татьяна Котович уделила особое внимание проуну 99. По задумке Лисицкого куб должен крутиться, однако на плоской странице книг заставить его двигаться невозможно, поэтому совместно с дизайнером искусствовед придумала сделать несколько разворотов проуна 99, на которых изображен куб в разных положениях.
Исследовательница показала видео, на котором «Проун вращения» известный также как «Роза Люксембург», приходит в движение на плоскости.
«Когда мы смотрим на работу этого проуна, то мы с легкостью может представить, как по-идее должны двигаться, набрасываться друг на друга детали других проунов. Мы понимает физику Лисицкого», – подчеркнула Татьяна Котович.
Купить книгу в печатном варианте, увы, невозможно. Один из двух оставшихся экземпляров искусствовед подарила Смоленской художественной галерее. Однако с книгой можно ознакомиться в цифровом варианте.
Ранее наше издание писало о том, что смоленский реставратор Ольга Куликова три года воссоздавала картину «Побеждая время. Венера и Адонис». Мастер рассказала о том, с какими трудностями столкнулась при восстановлении полотна XIX века.