Речь шла о валянии молодоженов в снегу и древнем травести
В Смоленске прошла лекция о Масленице от кандидата филологических наук и доцента СмолГУ Леонида Каяниди. В стенах молодежного центра «Пушкинский» исследователь рассказал о том, что олицетворяет чучело Масленицы, зачем девушкам и парням вешали дрова на шею и как жители деревень чествовали молодоженов.
Как поясняет филолог, Масленица дошла до наших дней благодаря тому, что христианство вобрало в себя этот языческий праздник. Первоначально Масленица отмечалась вместе с весенним равноденствием, однако после того как христианство ассимилировало это торжество, Масленица стала зависеть от Пасхи. У этих праздников на первый взгляд нет ничего общего, однако их объединяет тема воскресения и очищения:
«Почему Масленицу и встретили радостно и провожали с весельем? Все дело в том, что Масленица – это славянское умирающее и воскресающее божество аналогичное античному Дионису или египетскому Осирису. В земледельческих религиях божество воскрешается не во плоти, а в растительности. Масленица воскреснет весной в растениях и урожае – поэтому люди радовались», – отметил Леонид Каяниди.

Молодёжный центр «Пушкинский»
Помимо этого, чучело Масленицы, подобно библейскому козлу отпущения, вместе с собой уносит все грехи, болезни, негативные события, которые происходили в деревне или общине на протяжении года. Козла отпускали в пустыню как жертву духу смерти Азазелю, а чучело Масленицы вывозили за пределы деревни – в лес или поле – и там ее сжигали.
Пепел от чучела рассеивали над полем или закапывали в землю, потому что у славян, как у земледельцев, Масленица была праздником жизненной силы земли. Многие обряды и ритуалы, совершенные в праздничную неделю, связаны плодородием.
«Ритуальные поединки или кулачные бои имели магическое значение. Бойцы должны были своими ударами помочь растениям пробиться сквозь землю. Также они символизировали борьбу сил хаоса с силами космоса и добра», – поясняет Каяниди.
На Масленицу также было принято водить хороводы, кататься на санях и качелях – эти развлечения объединяет тема движения вверх или по кругу, смысл которого – стимулировать плодородие. Силу земли поддерживали и молодожены – все те, кто вышел замуж или женился на протяжении предыдущего года. Молодых и влюбленных по-особенному чествовали:
«Молодоженов укладывали в специально вырытую яму, валяли в сугробе, выбрасывали из саней, мазали снегом по лицу, волокли по снегу. И заставляли прилюдно целоваться, хотя это было не принято в традиционном обществе. Так они должны были продемонстрировать любовь и свои чувства, а контакт молодоженов с землей должен был передать природе фертильность и силу плодородия», – сообщает филолог.

Молодёжный центр «Пушкинский»
При этом холостым парням и незамужним девушкам привязывали к ноге, руке или на шею колодку – деревянный брусок, который символизировал осуждение и наказание за то, что те еще не вступил в брак или нарекание, что в следующем году точно ждать пары. Молодые должны были носить деревяшку весь день или откупиться от нее. Иногда на Смоленщине вместо колодки надевали конфеты на веревочке – это была символическая колодка – символ брака.
«В газете “Смоленский вестник” в 1888 году были опубликованы сведения, что в середине XIX век века этот обряд был настолько распространен, что даже высокопоставленные жители Смоленщины носили эти колодки», – отметил исследователь.
Также в Масленичную неделю были приняты ритуальные бесчинства, аналогичные западноевропейскому карнавалу.
«В Масленицу человек освобождается от своих социальных обязанностей и получает право игнорировать общественные нормы. С этим были связаны, например, ряжения в медведей или козу. Было распространено и “славянское травести” [театральное амплуа, когда актеры играют персонажей противоположного пола – прим.ред.] – мужчины одевались в женское платье, а женщины в мужское, а также наряжали коней в юбки», – рассказал Каяниди.
На гуляния также было принято объедаться. В последний день Масленицы нужно было поесть либо семь раз, сколько недель великого поста, либо столько, сколько собака махнет хвостом.
«Сейчас принято считать, что славяне ели на Масленицу блины, потому что это символ солнца, однако существует и более архаичная интерпретация такого символа. Исконно блины делали из пшеничной муки, которая изготавливалась из зерна, а зерно в свою очередь символ умирающей и возвращающейся жизни», – пояснил лектор.
Исследователь отметил, что соседи-белорусы в начале Масленицы обвязывали себе живот лыком – выделанной для изготовления корзинок и веревок корой деревьев. К концу праздника лыко должно было порваться от съеденного, и только так Масленица считалась удавшейся.