Но уже поздно.
Так считает смоленский общественник и бывший депутат Государственной Думы Геннадий Носовко, предлагавший легализовать деятельность частных военных компаний (ЧВК) на территории нашей страны еще в 2014 году.
В среду, 21 сентября, в России объявили о частичной мобилизации населения, пребывающего в запасе, для участия в специальной военной операции на Украине. По предварительным расчетам Министерства обороны РФ, число призванных составит около 300 тысяч человек. Однако, как рассказал бывший депутат Государственной Думы Геннадий Носовко в интервью «Смоленской народной газете», одобрение законопроекта о легализации частных военных компаний в 2014 году направило бы Россию по другому пути. Документ так и не приняли.
Примерка формы
Два дня назад президент России Владимир Путин выступил перед гражданами с обращением о том, что в РФ объявляется частичная мобилизация. Тогда отмечалось, что повестки получат пребывающие в запасе люди с должной степенью подготовки и военной специальностью. Желателен боевой опыт.
Позднее с разъяснениями выступил Министр обороны Сергей Шойгу. Он рассказал, что призыву не будут подлежать студенты высших учебных заведений, а также срочники. Первым сказали не беспокоиться и учиться дальше. Ясность также вносил секретарь Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Александр Точенов. По словам главы СПЧ, повестки не придут годным к военной службе с категорией В. Позже это, как и призыв людей с категорией Г, исключать не стали, правда, в рамках второй волны частичной мобилизации.
В пятницу, 23 сентября, Минобороны РФ уточнило, что задействовать в спецоперации на Украине не будут сотрудников системообразующих организаций IT и связи, СМИ и финансовой системы.
— Основанием для освобождения от привлечения граждан к призыву на военную службу по мобилизации будут считаться списки граждан, представляемые руководителями соответствующих организаций по установленной форме в Генеральный штаб ВС РФ, — отмечают в Минобороны.
Тем временем на местном уровне издают документы, касающиеся мобилизации граждан. В Смоленской области военный комиссар подписал приказ, предписывающий являться в военкоматы по повесткам, предоставлять технику по надобности, а организациям отпускать призванных сотрудников. Кроме того, устанавливался запрет на выезд граждан без повестки за пределы населенного пункта.
К слову, ряд параграфов документа вызывал недоумение у жителей Смоленска. В редакцию «Смоленской народной газеты» обращались горожане, желавшие получить разъяснения: как быть военнообязанным, чья работа связана с выездами за границы мест проживания. Военкомат комментариев по этому поводу не давал. Не исключено, что ясность внесут позднее.
Замена мобилизации
В 2014 году, во время активизации ситуации на Донбассе, депутат Государственной Думы Геннадий Носовко, живущий сейчас в Смоленске, выступил с законопроектом, легализирующим создание и функционирование частных военных компаний в России. Предлагалось, что вступить в ряды коммерческих армий можно с 21 года. Предложение забраковали на этапе правительственной экспертизы. По словам проверяющих, в законопроекте были несоответствия с действовавшим законодательством.
Корреспондент «Смоленской народной газеты» связался с общественником и бывшим парламентарием и поинтересовался, могла бы наша страна пойти по пути без частичной мобилизации.
Частная военная компания (ЧВК) — коммерческая организация, занимающаяся в основном охраной и защитой стратегических объектов и логистической работой. В ее состав входят подготовленные сотрудники, чаще всего имеющие за плечами боевой опыт. Обороты частных военных компаний исчисляются миллиардами рублей.
Сейчас такие организации не имеют официального статуса в РФ, хотя, по большому счету, выполняют функции, смежные с частными охранными предприятиями (ЧОП). Правда, круг обязанностей и возможностей ЧВК, используемых в других странах, гораздо шире. Самая характерная особенность, отличающая их от «невыездных» ЧОП, — возможность работы за рубежом.
Как пояснил нашему изданию Геннадий Носовко, компании для частных военных имели бы спрос у опытных специалистов, которые ранее покинули Вооруженные Силы либо другие силовые структуры по ряду обстоятельств. Другими словами, если на контракт в регулярную армию больше не берут, бывшие силовики не «просиживают штаны» в ЧОПах, а выполняют задачи частных военных компаний.
Идею, высказанную еще в самом начале конфликта на Донбассе, в правительстве не поддержали. В частности, она не нашла одобрения, как отмечает Носовко, у Министерства обороны и Федеральной службы безопасности. Причина прозаична — представители государства опасались, что при легализации частных военных компаний могла бы возникнуть угроза вмешательства недоброжелателей и, как результат, противостояния действующей власти.
— На тот момент не было соответствующего политического решения по законопроекту. Ведь частная военная компания — это «бойцовая собака»: можно рассчитывать на нее как на охрану, а можно бояться, что она тебя укусит, — отметил бывший депутат Геннадий Носовко.
Автор отвергнутого законопроекта допустил, что ныне мобилизируемых граждан отправят в зону специальной военной операции для охраны значимых объектов. По словам бывшего парламентария Носовко, те же задачи с большей эффективностью могли бы ставить сотрудникам ЧВК, потому что профессиональные наемники, как повелось, намного эффективнее граждан, которым придется адаптироваться к новым обязанностям после гражданской деятельности.
— При частичной мобилизации подготовят граждан, которых на передовую не отправят. Это люди, которые будут заниматься административными операциями, охранять линию соприкосновения. Кроме того, нужно будет защищать логистические пути: дороги, мосты, понтонные переправы, — подчеркнул Носовко.
По возвращению к идеи легализации ЧВК есть два вектора развития, думает наш собеседник. Первая — окончательный отход государства от частных военных компаний. Вторая — путь коммерциализации военного направления и перенимание опыта многих зарубежных стран, активно учреждающих частные военные компании.
— Последней тенденции не наблюдается. Ситуация движется к государственному контролю силовой сферы. Если в 2014 году мысли о создании частных армий можно было считать реализуемыми, то в дальнейшем, такое, скорее всего, предположить будет сложно, — рассказал собеседник «Смоленской народной газеты».